Государственной Думой было одобрено в первом чтении внесение поправок в Федеральный закон «О науке и научной государственно-технической политике» (далее - закон).
В текст закона планируется внести новые понятия:
- Технологический проект - совокупность мероприятий, направленных на осуществление научно-исследовательских работ, производства продуктов, которые характеризуются высокой степенью риска и неопределенностью результатов реализации данных мероприятий (п.11 ст.2);
- Институт инновационного развития - организация, осуществляющая поддержку инновационной деятельности, в том числе путем предоставления мер государственной поддержки в формах, предусмотренных законом (п.17 ст.2).
Закон предусматривает введение понятий венчурного инвестирования и прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов, которые предусматриваются как долгосрочные и осуществляемые за счет средств бюджетной системы РФ. Вложения могут осуществляться в форме:
- участие в уставных капиталах коммерческих организаций;
- Приобретение прав, связанных с таким участием;
- Приобретение инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
- Участие в фондах прямых инвестиций;
- Участие в договорах инвестиционного товарищества;
- Участие в иных формах коллективных инвестиций;
- Предоставление займов, кредитов, иных долговых инструментов;
- Выдача гарантий и поручительств (п.2 ст.16.4-1).
Законопроект предусматривает, что венчурное инвестирование и прямое финансирование инновационных и (или) технологических проектов имеет неопределенные перспективы, а реализация проектов может закончиться потерей финансовых средств и иных ресурсов (п.3 ст.16.4-1).
Институты инновационного развития должны будут проводить экспертизу инновационных и технологических проектов, на которые выделяются средства, до начала их реализации, обеспечивают целевое расходование выделенных средств (п.5 ст.16.4-1).
Законопроект также предоставляет широкие полномочия Правительству РФ по определению условий и допустимых форм государственной поддержки инновационной деятельности, особенностей определения характера использования направленных на развитие проектов средств (п.6 ст.16.4-1).
Для оценки эффективности предлагаемых законопроектом механизмов предлагается использовать принципы интегральности и ретроспективности - оценку достижения как целевых, так и промежуточных результатов, а также прогнозных результатов деятельности с момента получения субъектом поддержки финансовых средств (п.12 ст.16.5).