1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор Федерального закона об «амнистии капиталов»

Обзор Федерального закона об «амнистии капиталов»

11 июня 2015
2606

1.Цели принятия Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»

08 июня 2015 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Федеральный закон вступил в силу с 08 июня 2015 г.

Цели принятия указанного закона:

  •  обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц,
  • защита имущественных интересов физических лиц, в том числе за пределами Российской Федерации;
  •  снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

2. До 31 декабря 2015 года граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях путем подачи специальной декларации

  •  В соответствии с программой добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, которая действует в период с 1 июля до 31 декабря 2015 года, граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант признается контролируемым лицом, путем подачи специальной декларации.
  • Специальная декларация может быть подана в налоговый орган по месту жительства или пребывания декларанта или непосредственно в ФНС. Форма декларации и порядок ее заполнения установлены в приложениях к рассматриваемому Закону.
  • На указанную декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам. Указанные сведения могут быть истребованы только по запросу декларанта, который в любое время может получить копию декларации.

3. Установлены гарантии участникам программы добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках 

  •  В отношении деяний, совершённых до 1 января 2015 г. при приобретении, использовании или распоряжении имуществом и (или) КИК, декларант и (или) номинальный владелец имущества, освобождаются от:

– уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств), ч. 1 и 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), ст. 199.1 (уклонение от уплаты налогов (сборов) физическим лицом) и 199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов (сборов) организацией);

– административной ответственности за совершение валютных операций и зачисление денежных средств на задекларированные счета (вклады) с нарушением законодательства РФ;

– ответственности за налоговые правонарушения, связанные с открытием и зачислением денежных средств на задекларированные счета (вклады).

  •  Гарантии распространяются также на организационно-распорядительный и административный персонал компании, которая участвовала в приобретении, использовании или распоряжении имуществом или КИК, а также в процессе открытия и зачисления денежных средств на зарубежные счета, указанные в декларации.
  •  Операции по передаче имущества номинальным владельцем (лицом, осуществляющим права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица) фактическому (физическому лицу, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника) освобождены от налогообложения.

4. Особенности предоставления гарантий

Гарантии, предусмотренные рассматриваемым Законом, предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества и операций по его приобретению, использованию или распоряжению таким имуществом, а также в отношении декларанта и лиц, информация о которых содержится в декларации, с момента предоставления декларации в налоговый орган.

В отношении репатриации имущества Закон отмечает, что факт предоставления гарантий не зависит от возврата задекларированного имущества на территорию Российской Федерации, кроме случаев нахождения движимого имущества:

  •  В государства (на территории), включённом в список ФАТФ;
  •  В государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ.

5 . Особенности валютного регулирования и валютного контроля

Рассматриваемый Закон предоставляет декларанту отдельные гарантии в области валютного регулирования, а именно:

  •  При наличии в декларации сведений о счетах (вкладах) в иностранных банках, открытых по состоянию на 1 января 2015 г., об открытии и изменении реквизитов в отношении которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), и при этом указанное лицо не уведомило налоговые органы о данных счетах, при предоставлении декларации физическое лицо может также предоставить в налоговый орган соответствующую информацию об указанных счетах в установленной форме.
  •  Предоставленные таким образом данные о зарубежных счетах не считаются поданными с нарушением Закона о валютном регулировании.
  •  Валютные операции, совершённые по данным счетам до 1 января 2015 г., признаются совершёнными без нарушения Закона о валютном регулировании.

6. Внесение изменений в иные законодательные акты

Рассматриваемый закон также вносит изменения в действующие законодательные акты Российской Федерации в части освобождения от ответственности в связи с предоставлением специальной декларации при условии, что лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации. Поправки внесены в следующие нормативные акты:

  •  Уголовный кодекс Российской Федерации;
  •  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
  •  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные нормативные акты.

Отдельно стоит отметить внесённый в Государственную Думу 13 мая 2015 г. Законопроект № 792046-6, содержащий ряд поправок в Налоговый кодекс в отношении амнистии капиталов и налогообложения КИК. Законопроект в частности уточняет, что получение фактическим владельцем задекларированного имущества от номинального владельца доходом не признается. 20 мая 2015 г. Законопроект был принят в первом чтении. 10 июня 2015 г. Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам было предложено отклонить указанный законопроект.