1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства в гражданском, процессуальном, налоговом, таможенном и административном праве за январь – февраль 2014 г.

Обзор изменений законодательства в гражданском, процессуальном, налоговом, таможенном и административном праве за январь – февраль 2014 г.

4 марта 2014
2039

Гражданское право

Внесены изменения в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, касающегося вопросов договора аренды.

В случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то такое соглашение связывает их стороны, но права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по такому незарегистрированному договору аренды, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 98 "О внесении дополнения в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».

Уточнены случаи, при которых твердую цену определять не нужно по Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вместо твердой цены допускается указывать ориентировочную цену, либо формулу и максимальное значение в отношении заключения контрактов на оказание услуг:

  • Обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом.
  • Агентских услуг: размер вознаграждения агента зависит от результата исполнения поручения принципала.
  • Оценки недвижимого имущества, если вознаграждение оценщика пропорционально оценочной стоимости объекта.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».

Конституционный Суд РФ проверил конституционность п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Предмет проверки: нормы п. 1 ст. 19 ФЗ «Об ООО», регулирующей порядок увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет дополнительных вкладов его участников.

Заявитель утверждал, что даже в том случае, если решение принято 2/3 участников, оставшиеся в меньшинстве участники могут заблокировать это решение путем невнесения дополнительного вклада в уставной капитал в установленный срок.

Конституционный Суд РФ признал данную норму конституционной. Он разъяснил, что оставшиеся в меньшинстве участники не могут заблокировать такое решение. В том случае, если оставшиеся в меньшинстве участники не станут вносить дополнительные вклады в уставной капитал, уменьшение их доли будет признано допустимым.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2014 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 19 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Фирма Рейтинг».

Список оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций стал шире.

Добавлены следующие новые основания для внеплановой проверки некоммерческой организации:

  • В случае поступления от органов власти и местного самоуправления информации о нарушении НКО законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее работе признаков экстремизма.
  • По поручению Президента РФ, Правительства РФ или по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  • В случае истечения срока для устранения ранее выявленного нарушения.

Аналогичные основания и порядок проведения внеплановых проверок применяются и в отношении НКО - иностранных агентов.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Усовершенствована процедура государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств.

Теперь необязательно прикладывать документ об оплате государственной пошлины. Сведения об этом ИФНС самостоятельно получает в органах Казначейства России (через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах).

Уточнен состав документов, представляемых при:

  • Государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
  • Внесении изменений в учредительные документы.
  • Ликвидации организации.

Теперь не требуется нотариального заверения подписи физического лица в следующих случаях:

  • При подаче документов через многофункциональный центр предоставления государственных услуг, если гражданин при этом предъявляет удостоверение личности и подписывает заявление в присутствии работника многофункционального центра. 
  • При подаче документов через Единый портал государственных услуг.

Документы, направляемые в электронной форме, скрепляются электронной подписью. 

Регистрация подтверждается выдачей документа о внесении записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Выписка из реестра более не оформляется.

Дополнен перечень оснований отказа в государственной регистрации. В него, в частности, включены судебный запрет на регистрационные действия, дисквалификация лица, лишение права заниматься предпринимательской деятельностью.

Нормативный акт: Приказ Минфина России от 26 декабря 2013 г. 139н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2012 г. 87н».

Центральный Банк РФ установил новый порядок получения согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был снижен порог согласования с ЦБ РФ приобретения акций (долей) кредитной организации с 20% до 10% ее уставного капитала.

Введена обязанность получать согласие Банка России на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более 10% акций (долей) кредитной организации.

По общему правилу, согласие дается предварительно. Однако предусмотрены случаи, когда допускается получение последующего согласия. Например, если акции приобретены при их публичном размещении.

Одним из предусмотренных оснований отказа в выдаче согласия является неудовлетворительная деловая репутация приобретателя.

Ранее выданное предварительное согласие на приобретение акций (долей) кредитной организации действует в течение 12 месяцев с даты его выдачи. Чтобы приобрести дополнительное число акций того же банка, необходимо получать согласие уже по новым правилам.

Нормативный акт: Инструкция Банка России от 25 октября 2013 г. № 146-И "О порядке получения согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации".

Ликвидация Службы Банка России по финансовым рынкам

С 03.03.2014 Служба Банка России по финансовым рынкам ликвидируется с созданием 9 новых структурных подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков.

Документы, связанные с процедурами допуска некредитных финансовых организаций (НФО) на финансовый рынок, будет рассматривать Департамент допуска на финансовый рынок.

Материалы, связанные с процедурами допуска на финансовый рынок эмиссионных ценных бумаг, будет рассматриваться в Департаменте допуска на финансовый рынок и в территориальных учреждениях ЦБ РФ в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре.

Документы, касающиеся допуска на рынок и деятельности бюро кредитных историй, следует направлять в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

Полномочия по инспекционной проверке деятельности всех НФО (кроме эмитентов и бюро кредитных историй) 01.02.2014 были переданы Главной инспекции ЦБ РФ.

Надзор за деятельностью банковской группы осуществляется Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальным учреждением Банка России.

В целях осуществления надзора за деятельностью банковской группы может формироваться надзорная группа.

Орган, осуществляющий надзор за деятельностью банковской группы, осуществляет сбор и хранение информации о деятельности банковской группы и крупных участников банковской группы.

К крупным участникам банковской группы относятся участники банковской группы, величина собственных средств (капитала) (чистых активов) которых составляет 5 и более процентов величины собственных средств (капитала) банковской группы и (или) их финансовый результат составляет 5 и более процентов финансового результата банковской группы.

Нормативный акт: Указание Банка России от 25 октября 2013 г. N 3089-У «О порядке осуществления надзора за банковскими группами».

Регламентирован порядок надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Органы, осуществляющие надзор: Ростехнадзор и его территориальные органы.

Предмет госнадзора - соблюдение СРО в процессе деятельности обязательных требований, предъявляемых законодательством к ним и их деятельности.
В результате исполнения данной государственной функции устанавливается факт соблюдения или несоблюдения проверяемыми организациями в процессе деятельности обязательных требований, предъявляемых законодательством. Исполнение данной государственной функции завершается актом проверки.
Срок проведения проверки не может превышать 20 дней.

Нормативный акт: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июля 2013 г. N 325 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Гражданский и арбитражный процесс

Принят ряд законов, согласно которым упраздняется Высший Арбитражный Суд РФ и создается новый высший судебный орган – Верховный Суд РФ.

Внесены изменения в Конституцию РФ и ряд федеральных конституционных законов, согласно которым упраздняется Высший Арбитражный Суд РФ, а его полномочия переданы вновь создаваемому Верховному Суду РФ. Конституция РФ в новой редакции официально опубликована 21 февраля 2014 г.

Цели реформы:

  • Обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении граждан и юридических лиц.
  • Установить общие правила организации судопроизводства.
  • Добиться единообразия в судебной практике.
  • Данная мера позволит исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.
Новый Верховный Суд РФ станет высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. 
На реорганизацию отводится 6 месяцев.
Новый Верховный Суд РФ будет состоять из 170 судей.
Установлена следующая процедура отбора кандидатов в новый Верховный Суд РФ:
  • Для отбора кандидатов на должности судей создадут Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. 
  • В нее войдут по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии изберут советы судей регионов - по 3 члена от каждого округа.
  • Сформируют Специальную экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового ВС РФ. Она будет состоять из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов).
  • Судей нового ВС РФ будет назначать Совет Федерации по представлению Президента РФ. 
Система арбитражных судов сохранится, т.е. сохранятся арбитражные суды субъектов, арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды и Суд по интеллектуальным правам.

Новый Верховный Суд РФ действует в следующем составе: Пленум, Президиум, Апелляционная и Дисциплинарная коллегии, Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам, делам военнослужащих.

Нормативные акты: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Участники судопроизводства в судах общей юрисдикции смогут получать извещения посредством СМС-сообщений

Утвержден Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-оповещений.

Сфера применения: гражданское, административное, уголовное судопроизводство, а также судопроизводство по материалам о грубом дисциплинарном проступке военнослужащего.

Извещение посредством СМС-оповещения возможно только с согласия участника судопроизводства, которое будет подтверждаться распиской. При даче согласия лицо будет считаться извещенным с момента поступления СМС на указанный им номер.

Нормативный акт: Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2013 г. №257 «Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений».

Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ даны разъяснения об исчислении процессуальных сроков в арбитражном процессе

Перерыв в судебном заседании:

  • Он может объявляться несколько раз, но общая продолжительность перерыва не должна превышать 5 дней

Продление срока рассмотрения дела:

  • Продление срока рассмотрения дела не допускается после его истечения.
  • Срок рассмотрения дела может продлятся неоднократно. При этом общий срок рассмотрения дела не может превышать 6 месяцев.
  • Срок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности может быть продлен не более, чем на 1 месяц.
  • 7-месячный срок рассмотрения дел о банкротстве может быть продлен на 3 месяца. Т.е. максимальный срок – 10 месяцев.
Исчисление и восстановление сроков на обжалование судебных актов:
  • При оставлении жалобы без движения, направление документов для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без движения, незадолго до истечения срока не является своевременным исполнением требований суда, так как датой устранения таких обстоятельств является дата поступления документов в суд.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. 399 «О процессуальных сроках».

Налоговое и финансовое право

Новый Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»

Личный кабинет налогоплательщика юридического лица позволяет налогоплательщику:

  • Направлять документы для регистрации в ЕГРЮЛ.
  • Сообщать об открытии (закрытии) счета.
  • Вставать на налоговый учет или сниматься с него.
  • Получать актуальную информацию о налоговой задолженности, справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН о себе.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 14 января 2014 г. №ММВ-7-6/8@ «О вводе в промышленную эксплуатацию системы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».

Внесены изменения в порядок применения отдельных норм Федерального закона от 07 августа 2011 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В том случае, когда невозможно установить выгодоприобретателя до приема на обслуживание клиента, Росфинмониторинг рекомендует:

  • Зафиксировать проводимые операции с денежными средствами (иным имуществом) в соответствии с правилами внутреннего контроля и оценить степень риска их причастности к легализации денежных средств или финансированию терроризма.
  • При наличии подозрений об операции следует сообщить в Росфинмониторинг, при их отсутствии - сделать соответствующую пометку в анкете клиента.
Разъяснения касаются также порядка определения бенефициарного владельца:
  • Возможность контролировать действия клиента - физлица другим физлицом может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций, иного зависимого состояния.
  • Если доля в капитале клиента (более 25%) принадлежит учредителю – юридическому лицу, следует определить бенефициарного владельца учредителя.
  • Если же после принятия всех доступных мер конечный бенефициарный владелец не установлен, им признается руководитель учредителя – юридического лица, имеющего преобладающую долю в капитале клиента.
  • Бенефициарного владельца следует проверять на предмет наличия у него статуса публичного должностного лица, причастности к экстремистской деятельности или терроризму, блокирования принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.
Разъяснения коснулись также порядка замораживания и размораживания денежных средств:

  • Если клиент просит объяснить причины замораживания, закон разрешает проинформировать его об отказе выполнить распоряжение о совершении операции.
  • Не допускается отказ в зачислении денежных средств на счет клиента.
  • Совершение остальных операций (за некоторым исключением) приостанавливается на 5 рабочих дней. В числе таких исключений - расходование зарплаты (не более 10 тыс. руб. в месяц на каждого члена семьи), пенсии, стипендии, пособия; уплата налогов.

Нормативный акт: Информационное сообщение Федеральная служба по финансовому мониторингу от 17 февраля 2014 г. «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»».

Изменены правила уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ в 2014 г.

До 2016 г. сохранен тариф по уплате страховых взносов на уровне 2013 г:

―30% в пределах установленной величины базы для начисления взносов.
―10% платится в бюджет Пенсионного Фонда РФ сверх этого показателя.
▪До 2018 г. продлен период применения льготного тарифа для малых предприятий производственной и социальной сфер, для социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных и аптечных учреждений с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа на 2%.
▪Предельная величина базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013 г. составляет 568 000 руб. Такие взносы должны уплачиваться на основании единого расчетного документа с направлением 0% или 6% на накопительную часть трудовой пенсии.

Нормативный акт: Информация от Пенсионного Фонда РФ от 31 декабря 2013 г.   

Утвержден план мероприятий по совершенствованию системы налогового администрирования, направленный на облегчение жизни налогоплательщиков.

Период реализации плана: 2014 – 2015 гг.

Социальные налоговые вычеты можно будет получать у налоговых агентов (работодателей).

Период реализации плана: 2014 – 2015 гг.

Изменения коснутся сроков:

  • Новые стандарты бухгалтерской отчетности планируется опубликовывать за 6 месяцев до даты начала отчетного периода.
  • Сроки предоставления всех видов налоговой отчетности будут продлены на 5 дней, а для подачи в электронном виде – на 10 дней.
  • Порог перехода на обязательное предоставление налоговой отчетности в электронном виде снизят со 100 до 50 человек.

Нормативный акт: Распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 162-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования».

Таможенное и административное право

Установлены новые правила взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси в связи с вступлением России в ВТО

В связи с вступлением России в ВТО были внесены поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Теперь уплачивать утилизационные сборы должны все без исключения участники авторынка, включая российских производителей.

Органы, взимающие утилизационный сбор:

  • Федеральная служба по тарифам РФ: в отношении лиц, которые ввозят транспортные средства в Россию.
  • Федеральная налоговая служба: в отношении всех остальных лиц.
  • Предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора для крупнейшего российского производителя колесных транспортных средств или шасси: он должен внести плату в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих видов транспорта:
  • С года выпуска которого прошло 30 и более лет.
  • Который не предназначен для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
  • Который имеет оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии) или отреставрирован до оригинального состояния.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 27 декабря 2013 г. №ГД-4-3/23318@ «О рекомендуемой форме и формате расчета утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси)».

Введены новые положения, устанавливающие последовательность действий государственных служащих при получении подарков

Субъектный состав:

  • Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности.
  • Государственные (муниципальные) служащие.
  • Служащие Центрального банка РФ.
  • Работники Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
  • Работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Данные категории лиц не вправе получать подарки в связи с исполнением их служебных обязанностей.

Данные категории лиц, получившие подарок, обязаны в течение 3-х рабочих дней со дня получения подарка направить уведомление в соответствующий государственный или муниципальный органа или в их структурное подразделение, где они работают.

Подарок, стоимость которого превышает 3 000 руб., либо стоимость которого неизвестна, сдается на хранение уполномоченному лицу структурного подразделения уполномоченной организации.

Лицо, передавшее подарок, имеет право его выкупить.

Подарки, которые не были выкуплены, либо передаются на баланс благотворительной организации, либо уничтожаются.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 09 января 2014 г. №10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

Установлена нулевая ставка таможенной пошлины на электрокары

23 декабря 2013 г. было принято Решение Евразийской экономической комиссии, согласно которому была установлена ставка ввозной таможенной пошлины на автомобили, содержащие в качестве ходовых только электродвигатели, (электрокары) в размере 0%.

Ставка применяется с 01 февраля 2014 г. до 31 декабря 2015 г. включительно.

Нормативный акт: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2013 г. №98 «О внесении изменений в Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза и Единый таможенный тариф Таможенного Союза в отношении отдельных видов моторных транспортных средств с электрическим двигателем».

+7 (495) 649-87-12