Обзор изменений законодательства за декабрь 2018 - январь 2019 гг.
  1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства за декабрь 2018 - январь 2019 гг.

Обзор изменений законодательства за декабрь 2018 - январь 2019 гг.

Гражданское право

Пленум Верховного Суда сделал разъяснения о заключении и толковании договоров.

Отдельные разделы посвящены вопросам заключения договоров, в том числе судебному заключению договоров, толкованию договоров и их правовой квалификации, публичным, предварительным, рамочным и абонентские договорам.

Если сторона договора заверила другую сторону об обстоятельствах, непосредственно относящихся к предмету договора, последствия недостоверности заверения определяются правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а также статьей 431.2 ГК РФ, иными общими положениями о договоре и обязательствах (пункт 1 статьи 307.1 ГК РФ).

Если же заверение предоставлено стороной относительно обстоятельств, непосредственно не связанных с предметом договора, но имеющих значение для его заключения, исполнения или прекращения, то в случае недостоверности такого заверения применяется статья 431.2ГК РФ, а также положения об ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).

Заверение может также быть предоставлено третьим лицом, обладающим правомерным интересом в том, чтобы между сторонами был заключен, исполнен или прекращен договор, с которым связано заверение. В случае недостоверности такого заверения, вне зависимости от того, связано ли оно непосредственно с предметом договора, третье лицо отвечает перед стороной договора, которой предоставлено заверение, в соответствии со статьей 431.2 ГК РФ и положениями об ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).

Если заверение предоставлено лицом при осуществлении предпринимательской деятельности или в связи с корпоративным договором или договором об отчуждении акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества, то в случае недостоверности заверения последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 431.2 ГК РФ, применяются к предоставившему заверение лицу независимо от того, было ли ему известно о недостоверности таких заверений (независимо от вины), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"


Корпоративное право

Новые требования к подготовке, созыву и проведению общего собрания акционеров

ЦБ РФ установил дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Они заменят аналогичные требования ФСФР России 2012 г.
Определены особенности подготовки, созыва и проведения собрания с учетом возможности голосовать путем заполнения бюллетеня в Интернете. Урегулировано участие в собрании акционеров, права которых на акции учитываются номинальным держателем. Закреплен порядок совместной реализации акционерами их прав.
Также установлен перечень дополнительных информации и материалов, которые при подготовке к собранию обязательно предоставляются лицам, имеющим право в нем участвовать.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после даты опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 января 2019 г. Регистрационный № 53262.

Нормативный акт: Положение Банка России от 16 ноября 2018 г. N 660-П "Об общих собраниях акционеров"


Внесены изменения в регулирование международных компаний

Основные поправки касаются функционирования СЭЗ в Крыму и Севастополе.

Ряд поправок касается деятельности международных компаний. Урегулированы вопросы применения МСФО и российского законодательства по вопросам составления финансовой отчетности. Закреплены случаи и порядок включения в уставы арбитражных соглашений о передаче в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, всех корпоративных споров, связанных с участием в международных компаниях. Уточнены основания прекращения статуса международных компаний. Пересмотрен порядок выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования. До 1 января 2029 г. уставы международных компаний должны быть приведены в соответствие с указанными изменениями.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят ряд изменений в Закон о рынке ценных бумаг.

Скорректированы Закон о рынке ценных бумаг и другие акты.
Эмитент и регистратор будут нести солидарную ответственность за убытки инвесторов и акционеров из-за нарушения требований законодательства при регистрации выпуска акций таким регистратором.
К видам лицевых счетов (счетов депо), которые могут открываться депозитариями и держателями реестра для учета прав на ценные бумаги, поправками отнесены счета эскроу-агентов.
Указаны случаи, в которых ценные бумаги могут допускаться к организованным торгам в процессе их размещения путем открытой подписки.
Введены новые статьи, которые определяют особенности:

  • конвертируемых ценных бумаг, а также облигаций без определения срока их погашения;
  • эмиссии акций при учреждении АО;
  • регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями;
  • предъявления требований к эмитенту о досрочном погашении или приобретении облигаций.

Урегулированы представление интересов владельцев облигаций депозитарием, который ведет централизованный учет прав на такие бумаги, а также подтверждение регистрации выпуска ценных бумаг и документов эмитента, связанных с эмиссией.
В случае неоднократного нарушения в течение одного года регистратором требований законодательства при регистрации выпусков акций ЦБ РФ сможет аннулировать его лицензию.
Поправки вступают в силу с 2020 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг"

Требование КС РФ уточнить ограничение иностранного участия в российских СМИ.

Конституционный Суд проверил нормы, которые запрещают иностранным государствам, их организациям и гражданам, россиянам со вторым гражданством быть учредителями российских СМИ. Доля иностранного участия в уставном капитале организации - учредителя СМИ не должна превышать 20%. В итоге суд признал нормы неконституционными, поскольку они недостаточно определенны.
В оспариваемых положениях используется понятие «участник СМИ», не конкретизированное законодательством. Из-за этого трудно установить, кому именно адресован запрет. Непонятно, о каком хозяйственном обществе идет речь – обществе, которое само выступает учредителем СМИ, вещательной организацией, или же о том, которое имеет доли (акции) в уставном капитале учредителя СМИ, вещательной организации. Неясно, может ли россиянин со вторым гражданством реализовывать корпоративные права в пределах 20% участия. В таких условиях возникают риски как для имущественных прав участника, так и для самого общества. Кроме того, при несоответствии этим ограничениям корпоративные права участников ограничиваются, из-за чего они не могут прибегнуть к судебной защите их имущественных прав и законных интересов, связанных с деятельностью общества. Федеральный законодатель должен внести поправки.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в связи с жалобой гражданина Е.Г. Финкельштейна"


Защита конкуренции и гос. закупки

Подписаны поправки к Закону о защите конкуренции.
Введен единый порядок перезаключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок. Он не зависит от того, каким образом были заключены такие договоры: на торгах или без них.
Новый порядок распространен на перезаключение договоров, заключенных до 2 июля 2008 г.
Скорректирован перечень договоров, цена которых может быть увеличена по соглашению сторон.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 572-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цену контракта по 44-ФЗ разрешили менять из-за роста ставки НДС.

Внесены изменения в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с изменениями, теперь можно уменьшать обеспечение контракта с поэтапным исполнением. Правительство определит исключения. Установлены правила на случай отзыва у банка лицензии.
Обеспечение заявок на участие в определении поставщиков, на участие в открытом конкурсе могут не подавать государственные и муниципальные учреждения.
До 1 октября 2019 г. разрешено менять цену контракта, заключенного до 2019 г., в пределах увеличения ставки НДС до 20%.
Закон вступает в силу с 1 июля 2019 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"


Право недвижимости

Минэкономразвития закрепило правила определения кадастровой стоимости различных объектов недвижимости.

Минэкономразвития России установило новые правила определения кадастровой стоимости недвижимости.

Прописан порядок определения кадастровой стоимости:

  • здания,
  • недостроенного объекта,
  • помещения,
  • машино-места,
  • земельных участков,
  • единого недвижимого комплекса.

Нормативный акт: Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости"

Только почти готовые дома разрешат продавать в долевую собственность.

Уточнен порядок регулирования деятельности застройщиков.
С 1 июля 2019 г. застройщик напрямую (без счетов эскроу) может привлекать средства граждан исходя из степени готовности домов и количества заключенных договоров. Конкретные показатели установит Правительство РФ. Изменились требования о привлечении средств на строительство объектов, разрешение на возведение которых выдано до 1 июля 2018 г.
Если застройщик получает кредит на строительство, то дольщики должны вносить средства на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке, который предоставил кредит. Прописаны правила на случай рефинансирования кредита.
Средства дольщиков можно использовать на содержание помещений, машино-мест со дня ввода их в эксплуатацию, если права на такие помещения не зарегистрированы.
После ввода объекта в эксплуатацию, но до кадастрового учета застройщик вправе заключать договоры участия в долевом строительстве без уплаты взносов в фонд и без использования счетов эскроу. Однако это правило не применяется в отношении объектов, разрешения на строительство которых получены до 1 июля 2018 г.
Солидарная ответственность контролирующих застройщика лиц за убытки, причиненные дольщикам, заменена на субсидиарную.
Уточнен порядок предоставления сведений в Единую информационную систему жилищного строительства.
Ряд поправок связан с банкротством застройщика. Реестр требований жилых помещений заменен на реестр требований участников строительства. Введены дополнительные требования к конкурсному управляющему. Уточнен порядок передачи имущества застройщика-банкрота новому застройщику.
Закреплены особенности банкротства жилищно-строительных кооперативов.
Пересмотрены полномочия Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства.
Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования. Предусмотрен ряд переходных положений.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Административное и конституционное право

Разъяснение ВС РФ об оспаривании законов

Взамен выпущенных в 2007 и 2013 гг., Пленум Верховного Суда дал новые разъяснения по оспариванию законов и других нормативных правовых актов. Такой акт отличают два признака:

Во-первых, он издан управомоченным органом или должностным лицом.

Во-вторых, в нем есть правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Оспорить можно также разъяснения законодательства, которые имеют нормативные свойства, то есть общеобязательны для неопределенного круга лиц.
В заявлении нужно указать, какие права, свободы и законные интересы нарушает или может нарушить оспариваемый акт, иначе оно останется без движения. Граждане без высшего юридического образования ведут дела через представителей, имеющих такое образование. Но подписать и подать заявление в суд эти граждане могут и сами.
Региональные акты не могут устанавливать санкции за налоговые нарушения. А муниципальные акты не могут предусматривать какую-либо ответственность за их неисполнение, поскольку она регулируется федеральными и региональными законами.
Суд может обязать ответчика принять новый акт взамен признанного недействующим, если отношения недостаточно урегулированы, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Освобождение субъектов малого и среднего бизнеса от плановых проверок на 2019-2020 гг.

В 2019-2020 гг. в отношении субъектов малого и среднего бизнеса плановые проверки можно проводить только в следующих случаях:

  • в рамках госконтроля установлены категории риска, классы (категории) опасности;
  • деятельность связана со здравоохранением, образованием, социальной сферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением;
  • в течение предыдущих 3 лет были совершены грубые правонарушения;
  • речь идет о лицензируемых видах деятельности;
  • плановые проверки проводятся в рамках контроля работы аудиторских организаций, в рамках федерального государственного пробирного надзора, госнадзора за радиационной безопасностью, за защитой гос. тайны, за использованием атомной энергии.

Все остальные виды плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса запрещены с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Отменены плановые проверки в рамках федерального госконтроля за тарифами в сфере водоснабжения и водоотведения. Обязательные плановые проверки сохранены только в рамках регионального госконтроля.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"

Вводятся штрафы для юр. лиц за взятки в интересах дочерних фирм.
Установлена административная ответственность за взятки юрлиц не только в своих интересах, но и в интересах связанных с ними иных фирм, аффилированных организаций, дочерних обществ. Санкции остаются прежними.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 570-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Административная ответственность за вовлечение подростков в митинги.

Введена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в несанкционированные собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования.
Гражданам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Альтернатива ‒ обязательные работы от 20 до 100 часов или арест до 15 суток. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для организаций ‒ от 250 тыс. до 500 тыс. руб.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 557-ФЗ "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Следователям запретили изымать электронные носители без особых причин.

В перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению, если обвиняемый возместил причиненный ущерб, включено несколько мошеннических составов. За невыплату

  • зарплаты,
  • пенсий,
  • стипендий,
  • пособий и
  • иных выплат

также освободят от уголовного преследования, если преступление совершено впервые, погашена задолженность и выплачена компенсация.
Силовикам запрещено изымать электронные носители информации в рамках расследования экономических преступлений без решения суда об изъятии или без постановления о судебной экспертизе носителей. Однако сотрудники смогут забрать технику, если есть риск, что она может использоваться для криминальной деятельности или содержит информацию, которую владелец не вправе хранить.
Изменился перечень дел частно-публичного обвинения. Уточнена сфера действия запрета на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 533-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Появилась возможность восстановить пропущенный срок для уплаты штрафа со скидкой для уплаты штрафа со скидкой можно восстановить

Предусмотрена возможность восстановить 20-дневный срок для уплаты административного штрафа за отдельные нарушения ПДД с 50%-й скидкой.
Речь идет о случаях, когда копия постановления о назначении штрафа, направленная заказным письмом, поступила адресату после истечения 20 дней со дня вынесения. Закон дает возможность восстановить указанный срок по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства можно обжаловать.
Тем самым реализована правовая позиция КС РФ (постановление от 4 декабря 2017 г. N 35-П), который признал положение, исключающее возможность восстановления срока, неконституционным.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 513-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31.8 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Пропаганда ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства стали административными правонарушениями.

Закреплена административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, за унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и принадлежности к какой-либо социальной группе. Речь идет о действиях, совершенных публично, в т. ч. с использованием СМИ либо Интернета. Административная ответственность наступает, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Граждан ожидают штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток. Юрлиц будут штрафовать на сумму от 250 тыс. до 500 тыс. руб.
Определен порядок возбуждения и рассмотрения соответствующих дел.
Уточнено содержание статей КоАП РФ о нарушениях в сфере распространения информации.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 521-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

КС РФ ввёл запрет на конфискацию у чиновников имущества, купленного ими на неподтвержденные доходы до поступления на госслужбу.

КС признал, что оспоренная гражданином норма не допускает обращения в доход Российской Федерации имущества, которое он купил до того, как стал муниципальным депутатом. Условие ‒ ни он, ни его супруга ранее не занимали должности, предполагающие контроль над соответствием их расходов.
Если расходы чиновника не соответствуют его законным доходам, в пользу государства может быть обращено только имущество, приобретенное им в период замещения должности, предполагающей названный контроль.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 2019 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова"

Пересмотр дела по новым обстоятельствам теперь возможен независимо от момента, с которого лежащий в основе постановления НПА признан недействительным.

Оспоренная норма ГПК РФ не мешает пересмотреть по новым обстоятельствам вступившее в законную силу постановление независимо от того, с какого момента суд по иску заявившего о пересмотре лица признал недействующим положенный в основу постановления нормативный правовой акт.
КС РФ признал норму конституционной и постановил пересмотреть дело заявителя.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 января 2019 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.М. Андреева"

КС РФ установил случаи, в которых при спорах с властью с истца могут истребовать расходы на представителя заинтересованного лица.

Конституционный Суд по жалобе оператора почтовой связи проверил норму КоАП о сроках давности. Заявитель задерживал доставку и терял почтовые отправления, поэтому его привлекали к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Оператор жаловался, что к нему применяли не общий трехмесячный, а годичный срок давности, предусмотренный за нарушение прав потребителей.
Суд решил, что норма не противоречит Конституции, поскольку годичный срок не применяется, если наказывают за нарушение лицензионных требований, даже если оно затронуло потребителей. В то же время потребители вправе требовать убытки и компенсацию морального вреда, если лицензионное нарушение привело к нарушению их прав. В этом случае оператора можно наказать по другой статье КоАП ‒ за оказание населению некачественных услуг. При такой квалификации срок давности равен году.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС"

КС РФ установил сроки наказания за нарушения лицензионных требований.

Истцы, которые проиграли дело о признании незаконным решение госоргана, оспорили норму, допускающую взыскание с них расходов на представителя заинтересованного лица.
КС РФ признал норму конституционной. Если истец проиграл спор вокруг решения, действий (бездействия) органа публичной власти, то суд может взыскать с него расходы на представителя заинтересованного лица, которое участвовало на стороне административного ответчика, при следующих условиях:

  • поведение такого лица во время процесса помогло принятию судебного акта в пользу ответчика;
  • расходы были вынужденными, разумными и не были обусловлены целью помешать истцу в защите прав (как собственных, так и других лиц).

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2019 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан Н.А. Баланюк, Н.В. Лаврентьева, И.В. Попова и В.А. Чернышева"

КС РФ ввёл запрет на двойные штрафы ИП за несвоевременную сдачу отчётности в ПФР.

За несвоевременную сдачу в ПФР сведений (документов), необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, ИП может быть оштрафован дважды: по КоАП РФ (300-500 руб.) и по закону о таком учете (500 руб.).
КС РФ признал неконституционной норму КоАП РФ, которая позволяет в подобных случаях штрафовать ИП как должностное лицо, если ранее он уже был оштрафован за то же самое нарушение как страхователь. Двойная ответственность за одно и то же правонарушение недопустима.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2019 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой"

У Прокуратуры и ЦБ РФ появилось право запрашивать у иностранных компаний информацию о заграничных счетах россиян.

Скорректированы Законы о банках, о ЦБ РФ, о противодействии коррупции.
При проведении антикоррупционных проверок Генеральная прокуратура РФ будет сотрудничать с органами иностранных государств.
По просьбе прокуратуры ЦБ РФ будет запрашивать у иностранных центробанков и финансовых регуляторов данные о наличии за границей финансовых активов лиц, которым российское законодательство запрещает владеть такими активами.
Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после даты опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции"


Валютное право

Расширен список легальных валютных операций между резидентами.

По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены. Решено расширить закрытый перечень исключений. Резидентам разрешается совершать:

  • валютные операции с внешними ценными бумагами, если расчеты осуществляются по итогам клиринга;
  • валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договора репо, если одной из сторон является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

ЦБ РФ определяет требования, которые должны соблюдать кредитные организации, размещая информацию о курсах иностранных валют к рублю и (или) кросс-курсах иностранных валют.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 474-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"


Банковское и финансовое право

С нового года банки ведут отчётность по новым формам.
С 1 января 2019 г. кредитные организации будут отчитываться перед ЦБ РФ по новым формам.
С указанной даты утрачивает силу прежнее указание (с учетом внесенных изменений).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2018 г. Регистрационный № 52992.

Нормативный акт: Указание Банка России от 8 октября 2018 г. N 4927-У “О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации”

Правительство будет выбирать для обслуживания стратегических компаний несколько банков без госконтроля.

Банки, с которыми могут работать компании стратегического значения, должны соответствовать установленным в законе требованиям. При необходимости Правительство РФ вправе определять для обслуживания один банк, не соответствующий этим требованиям.
Кабмину предоставлено право определять не один, а несколько таких банков.

Нормативный акт: Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 466-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

О переводах денег без согласия клиента операторы должны информировать Банк России.


С 26 сентября 2018 г. Банк России должен вести базу данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
Обо всех таких случаях, а также о попытках необходимо сообщать в Банк России. Данная обязанность возложена на операторов по переводу денежных средств, операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры.
В связи с этим регламентирован порядок такого информирования.
Кроме того, закреплены:

  • правила получения операторами от Банка России сведений из базы данных;
  • порядок реализации операторами мероприятий по противодействию переводов денег без согласия клиента.

Указание вступает в силу через 10 дней после опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2018 г. Регистрационный № 52988.

Нормативный акт: Указание Банка России от 8 октября 2018 г. N 4926-У "О форме и порядке направления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России информации обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента и получения ими от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также о порядке реализации операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента"

Отмена обязанности для банков с базовой лицензией составлять индивидуальную финансовую отчетность.

Скорректирован Закон о консолидированной финансовой отчетности.
Банки с базовой лицензией больше не будут составлять индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Причина ‒ с 2019 г. российские правила бухучета в кредитных организациях будут полностью сближены с МСФО.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 567-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности"
На НПФ возложена обязанность пересчитать стоимость своих активов по новым правилам.


ЦБ РФ заново установил для НПФ и соответствующих УК правила расчета:

  • текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления;
  • стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости таких резервов.

Нормативный акт: Указание Банка России от 31 октября 2018 г. N 4954-У "О порядке расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, порядке и сроках расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда"

Если карта гражданина выпущена в стране, находящейся в списках Росфинмониторинга, банки должны следить за снятием наличных.

Введен обязательный контроль операций по получению гражданами наличных денег с использованием платежной карты, если она эмитирована зарубежным банком и он расположен в государстве (на территории), включенном Росфинмониторингом в специальный перечень. Доступ к этому перечню ограничен.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц"

Больше микрозаймов для бизнеса.
Внесены поправки в Законы о развитии малого и среднего предпринимательства, о микрофинансовой деятельности.
Юрлицо (ИП) может получить микрозаём, если сумма его основного долга перед микрофинансовой организацией по всем заключенным договорам не превысит 5 млн. руб. Ранее эта планка составляла 3 млн. руб.
Кроме того, уточнен порядок деятельности региональных гарантийных организаций.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 537-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Дополнен список нарушений, за которые работников финансовой сферы будут привлекать к уголовной ответственности.

Установлена уголовная ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений, а также за невнесение в финансовую отчетность кредитной организации сведений о средствах, размещенных гражданами и ИП. В обоих случаях среди санкций ‒ штраф от 300 тыс. до 1 млн. руб., лишение свободы на срок до 4 лет.
Также предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию аналогичной отчетности финансовых организаций группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Среди санкций ‒ штраф от 3 до 5 млн. руб., лишение свободы на срок до 7 лет.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 530-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Если потребительский кредит выдан на срок меньше года, все возможные платежи по нему с 2020 г. ограничены полуторным размером предоставленной суммы.

Изменения касаются предоставления потребительских кредитов.
С 1 июля 2019 г. законодательно установлена максимальная процентная ставка по кредиту ‒ 1% в день.
Если кредит выдан на срок не более 1 года, с 1 января 2020 г. максимальная сумма возможных платежей по нему не должна превышать полуторного размера кредита. До 30 июня 2019 г. размер всех платежей по кредиту ограничен 2,5 размера кредита, а максимальная процентная ставка ‒ 1,5% в день; с 1 июля до 31 декабря 2019 г. платежи не должны превышать двукратный размер кредита.
Это правило распространено и на микрофинансовые организации. Ранее их максимальные проценты по кредитам были ограничены трехкратным размером выданного кредита, а максимальные проценты на непогашенную часть основного долга ‒ двукратной суммой непогашенной части займа.
Прописаны требования к договорам потребительского кредита без обеспечения, заключенным на срок до 15 дней на сумму до 10 тыс. руб.
Кредитор может уступать права (требования) по кредиту только:

  • организациям, предоставляющим займы на профессиональной основе;
  • коллекторским агентствам;
  • специализированным финансовым обществам;
  • физлицам, указанным в письменном согласии заемщика.

Нельзя требовать от заемщика исполнить обязательства по кредиту, если права (требования) уступлены иным лицам, а первоначальный кредитор не относился к категории профессиональных.
Закон вступает в силу через 30 дней после опубликования, за исключение отдельных норм, для которых установлены иные сроки.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 554-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"


Налоговое право

Ещё больше государств и территорий участвуют в автоматическом обмене страновыми отчётами.

ФНС составила новый перечень государств (территорий), с компетентными органами которых совершается автоматический обмен страновыми отчетами.
Список государств расширен с 49 до 53 за счет включения Катара, Китая, Коста-Рики и Нигерии. Перечень территорий увеличен с 2 до 4 за счет Бермуд и Кюрасао.
Прежний перечень утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный № 53122.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 04 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/785@ "Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами"

ФНС будет обменивается финансовой информацией с еще большим числом стран.

ФНС обновила список государств (территорий), с которыми она обменивается финансовой информацией. Речь идет о сведениях, полученных от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Перечень стран увеличился с 62 до 75, а список территорий ‒ с 11 до 13. В числе новых ‒Азербайджан, Аруба, Багамы, Бахрейн, Гренада, Катар, Кувейт, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Гонконг, Макао.
Прежний приказ утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный № 53123.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 4 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/784@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"

С 2019 г. для нерезидентов меняются правила по уплате НДФЛ при продаже жилья.

С 1 января 2019 г. нерезиденты смогут не платить НДФЛ при продаже имущества, находившего в собственности более минимального срока владения (3 года или 5 лет). Таким образом, правила налогообложения при продаже имущества для резидентов и нерезидентов выравниваются.
Если имущество продано ранее предельного срока, то доход облагается НДФЛ у нерезидентов по ставке 30%, у резидентов ‒ 13%.

Нормативный акт: Информация Федеральной налоговой службы от 7 декабря 2018 г. "С 1 января нерезиденты РФ перестанут платить НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности более трех и пяти лет"

Перевести кассу на ставку НДС 20% нужно в разумные сроки.
Указание в кассовом чеке неверной ставки и суммы НДС образует состав административного правонарушения.
К ответственности не привлекут из-за отсутствия вины, если программное обеспечение кассы в отношении ставки НДС 20% не обновлено после 1 января 2019 г., но обновится в разумный срок. По информации, имеющейся у ФНС, разумные сроки обновления программного обеспечения кассового парка не выходят за пределы I квартала 2019 г.

Нормативный акт: Письмо Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2018 г. N ЕД-4-20/24234@ "Об изменении налоговой ставки НДС с 1 января 2019 года"

Списание налоговой недоимки с организаций, исключённых из ЕГРЮЛ.
Порядок списания налоговой задолженности, признанной безнадежной ко взысканию, приведен в соответствие с поправками к НК РФ. Теперь признается невозможной ко взысканию и списывается недоимка юрлиц, исключенных из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (по любым основаниям). Ранее упоминалось о прекращении деятельности.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2019 г. Регистрационный № 53399.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 17 декабря 2018 г. N ММВ-7-8/809@ "О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@"

Изменения в налогообложении имущества граждан.

С 2019 г. число регионов, в которых имущество граждан будет облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости, увеличится с 63 до 70. В них к налогообложению привлекаются зарегистрированные в упрощенном порядке без определения инвентаризационной стоимости

  • садовые, дачные дома,
  • хозпостройки площадью более 50 кв. м,
  • гаражи.

Это коснется и жилых помещений, введенных в эксплуатацию с 2013 г., по которым не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка. Понижающий коэффициент 0,2 применяется к первому налоговому периоду расчета налога, 0,4 - ко второму, 0,6 - к третьему.
В остальных регионах для расчета налога инвентаризационная стоимость объектов индексируется на коэффициент-дефлятор 1,481.
Гражданам налог не пересчитают, если это повлечет увеличение налога.
В случае оспаривания кадастровой стоимости ее новое значение будут учитывать с периода налогообложения по оспоренной стоимости.
Предпенсионеры освобождаются от налога по одному объекту определенного вида.

Нормативный акт: Информация Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2018 г. "Порядок налогообложения объектов капитального строительства физлиц изменится с 2019 года"

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

С 1 января 2019 г. вводится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Дополнительный доход в целях налогообложения уменьшается на фактические расходы по добыче углеводородного сырья на участке недр и расчетные расходы.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого исчисляется налог.
Фактические расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности, учитываются отдельно по каждому участку недр. Чтобы согласовать порядок распределения этих расходов, налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. ФНС утвердила форму заявления, порядок ее заполнения и правила согласования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный № 53103.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/830@ "Об утверждении формы заявления о согласовании порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения и порядка согласования порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход"

Изменения в налогообложении имущества граждан.

Организации по запросу налоговых органов обязаны предоставлять документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах. ФНС утвердила форму такого запроса, который направляется на бумажном носителе.
Сведения должны быть переданы в электронном виде в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-2/824@ "Об утверждении образца запроса налогового органа юридическому лицу, предусмотренного пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", на бумажном носителе"

Внесены поправки в НК РФ об НДФЛ.

В НК РФ внесен ряд изменений.
В частности, введена ставка НДФЛ 5% в отношении доходов нерезидентов в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой компании о выплате дивидендов. Данная ставка применяется по доходам, полученным до 1 января 2019 г., и при условии, что иностранные организации, в порядке редомициляции которых зарегистрированы такие компании, являлись публичными компаниями по состоянию на 1 января 2018 г.
Кроме того, предусмотрены особенности налогообложения прибыли международных холдинговых компаний, а также при выплате дивидендов по их акциям.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)"

Новая форма декларации по НДС.

ФНС уточнила форму декларации по НДС и порядок ее заполнения. Учтены изменения, которые внесены в законодательство.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2018 г. N СА-7-3/853@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@"

Новые формы уведомлений об использовании права на освобождение от НДС.

Минфин утвердил новые формы уведомлений об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Нормативный акт: Приказ Минфина России от 26 декабря 2018 г. N 286н "Об утверждении форм уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость"

КС РФ не нашёл противоречий в налоговой льготе для организаций в отношении движимого имущества, учтенного с 01.01.2013 в качестве основных средств.

Норма, освобождающая организации от налога на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (кроме принятого в результате реорганизации/ликвидации юрлиц или от взаимозависимых лиц), не противоречит Конституции РФ.
По мнению Конституционного Суда, норма не предполагает, что на имущество, которое не признавалось объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника до сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юрлиц, нужно платить налог лишь потому, что оно было учтено в результате реорганизации, ликвидации или передачи между взаимозависимыми лицами.
Более того, иное толкование данной нормы означает ее применение с обратной силой в отношении имущества, учтенного с 1 января 2013 г. до 1 января 2015 г., что недопустимо. Именно в этот период все движимое имущество, учтенное в качестве основных средств с 1 января 2013 г. (в т. ч. произведенное после этой даты), было полностью и без оговорок изъято из числа объектов, облагаемых налогом на имущество организаций.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Инкар", акционерных обществ "Лизинговая компания "КАМАЗ" и "Новая перевозочная компания"

Поправки к НК РФ касаемо списания налоговых долгов.

Скорректирован НК РФ.
Согласно поправкам, передача имущества и (или) имущественных прав по соглашениям о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве реализацией товаров, работ и услуг не признается.
Налоговые долги будут списывать, если суд возвратил заявление о признании должника банкротом или прекратил производство по делу о банкротстве из-за отсутствия средств на судебные расходы.
От НДС освобождаются:

  • медицинские услуги иностранных юрлиц и ИП, которые работают в международном медицинском кластере;
  • услуги, оказываемые при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах России (по перечню Правительства РФ).

Ранее от НДС освобождались услуги по обслуживанию воздушных судов, которые определены Правительством РФ и оказываются непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России. Теперь от НДС освобождаются только услуги по аэронавигационному обслуживанию.
От налога на прибыль освобождаются некоторые виды дивидендов, получаемых от иностранных компаний.
Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Новые правила о налоге на имущество организаций.

С 2019 г. меняются правила исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
Движимое имущество из объектов налогообложения исключается.
Налог будет уплачиваться только в отношении недвижимости, в т. ч. переданной во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенной в совместную деятельность или полученной по концессионному соглашению, учитываемой на балансе в качестве объектов основных средств.
Для магистральных трубопроводов, ЛЭП, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов, определяемые регионами предельные налоговые ставки увеличиваются с 1,9 до 2,2%.
К 70 регионам, в которых недвижимость организаций облагается налогом по кадастровой стоимости, добавятся Чувашия, Иркутская, Курская и Смоленская области. Они должны опубликовать перечни соответствующих объектов до 1 января 2019 г. Также в этих регионах меняется порядок применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.
В сфере инновационных научно-технологических центров от налога освободят фонды, УК и их дочерние общества. Участников соответствующих проектов на 10 лет освободят от налога в отношении имущества, которое учитывается на балансе и расположено на территории центра.
Начиная с отчетности за I квартал 2019 г. налоговые расчеты нужно будет представлять по новым формам.
Изменения также могут произойти на региональном уровне. Подробную информацию можно получить с помощью "Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам".

Нормативный акт: Информация Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2018 г. "С 2019 года изменится порядок налогообложения объектов недвижимости организаций"

Условия освобождения от ответственности для налогового агента.

Налоговый агент освобождается от ответственности за неудержание (неперечисление) налогов при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет представлен в инспекцию в установленный срок;
  • в нем отсутствуют недостоверные сведения и ошибки, приводящие к занижению суммы налога;
  • налоговый агент самостоятельно уплатил в бюджет сумму налога, не перечисленную в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговиками факта несвоевременного перечисления налога или о назначении выездной проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В налоговом уведомлении также должны указываться сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"


Телекоммуникации и медиа

РЭС и ВЧУ обязали устанавливать в определенном месте и в определенный срок.

Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, теперь должны устанавливаться по месту, указанному при регистрации, не позднее 30 дней с даты их регистрации.
Ранее обязанность владельца зарегистрированных РЭС и ВЧУ установить их в определенном месте не предусматривалась. Кроме того, срок в 30 дней позволит пресечь практику «резервирования» радиочастотного спектра без цели использовать его в дальнейшем для оказания услуг связи.

Нормативный акт: Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 465-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О связи"

Провоцирующие детскую агрессию сайты заблокируют сразу.
Группы в сетях, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность, будут блокировать без судебного решения незамедлительно, а не в течение суток. Наряду с запрещенным ранее суицидальным контентом также блокируется информация:

  • побуждающая детей к действиям, угрожающим жизни и здоровью;
  • направленная на склонение или иное их вовлечение в совершение преступных действий.

Сроки для принятия мер по блокировке сомнительных сайтов сокращены.

Нормативный акт: Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 472-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

ВС РФ установил, что считать преступлением против прав на частную жизнь, неприкосновенность жилья, плату за труд.

Пленум Верховного Суда разъяснил, что нужно учитывать в делах о преступлениях против прав на частную жизнь, тайну переписки, неприкосновенность жилища, вознаграждение за труд, господдержку семьи.
Если сведения о частной жизни, которые являются личной или семейной тайной человека, собираются и распространяются в публичных интересах, а также если они уже стали общедоступными либо оглашены им самим или по его воле, то уголовная ответственность не грозит.
Покупка специальных технических средств для негласного получения информации еще не означает виновности в их незаконном обороте. Например, если человек купил такое устройство через Интернет, не зная его истинного предназначения, или купил его для личной безопасности, сохранности имущества, слежения за животным и не собирался применять его для посягательства на конституционные права граждан. Смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы признаются указанными средствами, только если они приобрели новые свойства для негласного получения информации в результате технической доработки, программирования или как-то иначе.
Незаконное проникновение в не приспособленные для проживания сараи, бани, гаражи, а также купе и каюты не считается нарушением неприкосновенности жилища. При этом незаконное проникновение в жилище может произойти и без вхождения в него, но с помощью средств, нарушающих его неприкосновенность (например, при установлении прослушивающего устройства или прибора видеонаблюдения).

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Отмена национального роуминга.

Принят закон об отмене с 1 июня 2019 г. национального и внутрисетевого роуминга.
Операторы мобильной связи в своей сети должны устанавливать одинаковые условия оказания услуг каждому абоненту, независимо от того, в каком регионе России он находится.
Закон отменяет плату за входящие вызовы, кроме случаев, когда вызываемый абонент находится за рубежом.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 г.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 527-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона "О связи"

Уголовная ответственность за «репосты» стала возможна только после административной.

Скорректирован УК РФ. Поправки касаются ответственности за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Уголовная ответственность за данное деяние будет наступать, только если оно совершено в течение года после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичные действия.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 519-ФЗ "О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации"


Трудовое и миграционное право

Статус предпенсионера подтверждается электронный документ.

ПФР установил правила оформления электронного документа, в котором содержатся сведения об отнесении гражданина к предпенсионерам. Такой документ формируется автоматически на основании имеющихся у Фонда сведений. При их отсутствии гражданин информируется о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также его дополнения и уточнения.
Документ направляется гражданину на его электронный адрес не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации его запроса.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2018 г. Регистрационный N 53099.

Нормативный акт: Постановление Правления Пенсионного фонда России от 29 октября 2018 г. N 464п "Об утверждении Порядка оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста"

Разъяснения ВС РФ о том, на каких лиц заводить уголовные дела при нарушении правил охраны труда.

Взамен выпущенных в 1986 и 1991 гг., Пленум Верховного Суда дал новые разъяснения по уголовным делам о нарушении техники безопасности. Это три статьи УК:

  • нарушение требований охраны труда;
  • нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ;
  • нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

При нарушении правил охраны труда потерпевшими могут быть не только работники, с которыми заключили трудовые договоры, но и сотрудники, не оформленные официально. Призвать к ответу за это преступление можно руководителей организаций, их заместителей, главных специалистов, специалистов службы охраны труда. Пойти под суд могут также представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалисты, которых работодатель нанял по гражданско-правовому договору.
Состава преступления нет, если несчастный случай произошел с человеком, который исполнял договор бытового или строительного подряда, оказания услуг.
В каждом случае нужно доказывать не только факт нарушения, но и то, есть ли причинная связь между ним и наступившими последствиями. Важно установить роль самого пострадавшего.

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Разъяснения ВС РФ по спорах о взыскании ущерба с работников.
По результатам обобщения судебной практики за 2015-2018 гг. Президиум Верховного Суда утвердил обзор по делам о материальной ответственности работников.
Работодатель вправе предъявить иск о возмещении ущерба в течение года. Этот срок исчисляется со дня, когда он обнаружил ущерб, а не с даты, когда он оплатил ремонт поврежденного имущества. В иске откажут, если работодатель пропустил годичный срок без уважительных причин. Расследование уголовного дела, возбужденного в отношении неустановленного лица, а не работника, ‒ не уважительная причина.
Перед тем, как принять решение о возмещении ущерба конкретными работниками, работодатель обязан провести проверку и истребовать письменные объяснения. В суде он должен доказать, что порядок привлечения работника к материальной ответственности соблюден. Суд с учетом обстоятельств дела может уменьшить взыскиваемую сумму не только по заявлению работника, но и по своей инициативе. Работник не отвечает за ущерб, возникший из-за непреодолимой силы.
В трудовом договоре можно предусмотреть, что работник обязан возместить затраты на его обучение, если он без уважительных причин уволился раньше срока. Работодатель обязан возместить командировочные расходы при проф. обучении. Эти суммы не входят в затраты работодателя на обучение работника, и сотрудник, который уволился без уважительных причин раньше срока, не обязан их возмещать.
Это лишь некоторые правовые позиции, которые вошли в обзор.

Нормативный акт: Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 5 декабря 2018 г.)

В новом году в Россию будут приглашены более 140 тысяч иностранных специалистов.

В 2019 г. в визовом порядке в Россию пригласят 144 тыс. иностранных работников.
В квоту входят 52 тыс. рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, 20 тыс. квалифицированных сотрудников крупных и мелких промышленных предприятий, 16 тыс. рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2018 г. N 1494 "Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год"

Право на сохранение среднего заработка после увольнения предоставят всем, кого увольняют из-за ликвидации юрлица.

КС РФ признал, что сохранение среднемесячного заработка в течение 2 месяцев трудоустройства после увольнения гарантировано сейчас не всем работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации.
Оспоренная норма ТК лишает данной выплаты тех, кто приобрел право на нее после прекращения организации-работодателя. Следовательно, данная норма не соответствует Конституции РФ и должна быть скорректирована. При этом законодатель вправе установить как виды гарантий для увольняемых в связи с ликвидацией организации, так и порядок их предоставления.
До внесения изменений работодатели должны либо выплачивать указанным работникам повышенное выходное пособие, либо использовать иные законные механизмы.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 45-П "по делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой"

ВС установил, что считать преступлением против прав на частную жизнь, неприкосновенность жилья, плату за труд.

Работодатель, который вынудил уволиться по собственному желанию работника предпенсионного возраста, беременную женщину или ту, у которой есть дети младше 3 лет, и это доказано, рискует уголовным наказанием. Отвечать придется и за невыплату зарплаты работникам, с которыми трудовой договор не заключался или был неправильно оформлен, но которые приступили к работе с ведома или по поручению работодателя.

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"


Торговое право и санкции

В России введена единая система мониторинга маркированных товаров.

Для защиты от фальсифицированных или контрафактных товаров в России создается единая информсистема мониторинга оборота маркированных товаров. Она постепенно должна охватить все отрасли промышленности. Правительство будет включать такие товары в специальный перечень. На них будут наносить машиночитаемый код маркировки, состоящий из кода идентификации и кода проверки. Система сможет проследить движение таких товаров от производителя до конечного потребителя.
Кабмин должен определить:

  • оператора системы и порядок ее работы;
  • информацию для обязательной передачи в систему;
  • характеристики средств идентификации;
  • размер платы за предоставление кодов маркировки.

Производители подлежащих маркировке товаров получат доступ к системе бесплатно.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"

Украинские товары попали под российские санкции.
Правительство РФ запретило ввозить в Россию товары, происходящие из Украины или перемещаемые через ее территорию. В санкционный список попали сельхозпродукция, сырье и продовольствие, промтовары. Под запретом ввоз пшеницы, подсолнечного масла, шоколада, пива, вина, бумаги, электродвигателей, тракторов и др.
Запрет не касается транзита указанных товаров через территорию России.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592" (выписка) 


Экологическое и природоохранное  право

Поправки в Закон об экологической экспертизе.

Скорректированы Закон об экологической экспертизе и другие акты.
Срок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по всем объектам сокращен с 3 до 2 месяцев. Возможность продлить срок по заявлению заказчика при этом осталась.
С 2019 г. в объекты ГЭЭ федерального уровня будет входить проектная документация объектов I категории. Указано, что эта норма не применяется к документации объектов капстроительства в следующих случаях:

  • объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 2019 г.;
  • документация представлена на экспертизу до 2019 г.;
  • подготовка документации предусмотрена утвержденной до 2019 г. проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Полученные до 2019 г. разрешения на выбросы загрязняющих веществ для объектов I и II категорий будут действовать до истечения срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия разрешений.
Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Поправки в Лесной кодекс.

Указано, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
До 1 июля 2020 г. все лесопарки преобразуют в лесничества. В составе лесничеств разрешат создавать участковые лесничества.
На федеральном уровне установят особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, расположенных на землях населенных пунктов.
Регионы определят функциональные зоны в лесопарковых зонах, в которых расположены леса.
Главы «Защитные леса и особо защитные участки лесов» и «Эксплуатационные леса, резервные леса» исключены.
Взамен введены главы «Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов» и «Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда».
Поправки вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий"

 

При возмещении вреда, причиненного лесам, будут учитываться расходы по рекультивации земель и лесовосстановлению.

Лицо, причинившее вред лесам и находящимся в них природным объектам, должно обратиться в органы лесного контроля с запросом о размере вреда и о платежных реквизитах для его возмещения. Определены таксы для исчисления размера вреда и методика определения размера возмещения.
Ущерб, причиненный в результате таких преступлений, как незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений, исчисляется в соответствии с данными таксами и методикой.
Добровольно вред можно возместить, уплатив необходимую сумму до вынесения решения суда. При возмещении вреда учитываются расходы по рекультивации земель и лесовосстановлению.
Прежние правила исчисления размера вреда, причиненного лесам, утрачивают силу. Они были признаны неконституционными, т. к. не давали однозначного ответа на вопрос, можно ли учитывать некоторые затраты, понесенные причинителем вреда.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства”
 


ЖКХ и энергетика

Регионам разрешили отложить «мусорную» реформу на год, а мегаполисам ‒ на три.
С 1 января 2019 г. Россия переходит на новую систему обращения с отходами через регионального оператора, который будет собирать плату с жителей отдельно от остальной «коммуналки».
Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю разрешено отложить реформу до 1 января 2022 г. Остальные регионы, которые пока не могут перейти на новые правила, могут получить отсрочку до 1 января 2020 г. В таком случае они будут вывозить мусор по своему плану, согласованному с федеральным центром. Плата за вывоз пока остается в составе общей платы за коммунальные услуги.
Регламентированы действия региональных властей в тех случаях, когда конкурсный отбор регионального оператора признан несостоявшимся или его деятельность досрочно прекращена.
Объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие необходимой документации, можно включать в специальный перечень и использовать без лицензии до 1 января 2023 г. После этой даты их нужно обустроить и рекультивировать.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"

Запрет на сбыт электроэнергии без лицензии отсрочили на полтора года.

Введение запрета на сбыт электроэнергии без лицензии перенесено с 1 января 2019 г. на 1 июля 2020 г.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности"

Появились «умные» счетчики ‒ революция в энергопотреблении.

В ближайшие годы в стране будут задействованы интеллектуальные системы учета электроэнергии. Правила предоставления доступа к минимальному набору функций новой системы определит Правительство.
Сейчас граждане должны сами купить и установить счетчик и отвечать за его функционирование. Но с 1 июля 2020 г. за это будут отвечать сетевые организации или гарантирующие поставщики. «Умные» счетчики с удаленным доступом позволят потребителям в режиме онлайн отслеживать объем поставляемых энергоресурсов и уровень их потребления. Граждане смогут снимать показания через компьютер или телефон, а контролерам не придется заходить в каждое помещение. Отдельным неплательщикам будут дистанционно ограничивать режим энергопотребления, а не распределять риски на всех потребителей, как сейчас.
Существующие системы учета пока сохраняются, но их запретят модернизировать. При замене счетчиков, а также при вводе в эксплуатацию многоквартирных домов должны быть установлены приборы учета с возможностью доступа к интеллектуальной системе. С 1 января 2023 г. за нарушения при предоставлении доступа гарантирующие поставщики и сетевые организации могут быть оштрафованы.
Закон применяется со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации"


Сельское хозяйство

Аграрии могут страховать урожай на новых условиях.

В целях расширения гос. поддержки сельхоз. страхования принято следующее:

  • отменить порог утраты 20% урожая для признания страховым случаем;
  • страховать не только от всех опасных явлений, но и от конкретных;
  • расширить число агрорисков и диапазон франшиз;
  • страховать урожай или животных на 70% от стоимости (вместо 80%);
  • уточнить формулировки по страхованию животных на случай возникновения очага опасного заболевания;
  • использовать космический мониторинг для подтверждения страхового случая.

В отдельных регионах можно реализовать пилотные программы по конкретной сельхозкультуре, категории агробизнеса, отдельным рискам. Каждый регион должен установить свой порядок субсидирования агрострахования. В нем нужно определить правила рассмотрения заявлений аграриев и перечисления субсидий.
Закон вступает в силу с 1 марта 2019 года.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 563-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"


Игорный бизнес

Ставки на детский спорт запретили.

В букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок нельзя заключать пари на детско-юношеские спортивные соревнования.
Организаторы азартных игр обязаны информировать профессиональную спортивную лигу, организующую официальные соревнования, о выигрышах по результатам пари, завершившихся с наименее вероятным результатом или исходом.
Спортивные федерации должны размещать на своих сайтах:

  • перечень заключенных соглашений об использовании символики, наименований соревнований;
  • информацию об общей сумме целевых отчислений в отчетном календарном году;
  • сведения о распределении указанных средств.

Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 468-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статьи 19.1 и 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

 

Возмещение ущерба инвесторам при ликвидации игорной зоны до истечения 10 лет со дня ее создания.

Президент РФ подписал закон по вопросам ликвидации игорной зоны и изменения ее границ, если такое изменение влечет невозможность ведения деятельности. Правительству РФ запрещено принимать соответствующие решения до истечения 10 лет со дня создания зоны.
Решение, принятое по истечении 10 лет, должно предусматривать, что ликвидация игорной зоны или изменение ее границ возможны не ранее чем через 3 года. Убытки организатора азартных игр либо иных лиц, которым переданы земли и (или) расположенные на них объекты в этой игорной зоне, не возмещаются.
Если зона ликвидируется (меняются ее границы) до истечения 10 лет со дня ее создания на основании закона, то реальный ущерб, причиненный организатору азартных игр либо иным лицам, будет компенсирован.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования. Предусмотрены переходные положения.

Нормативный акт: Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Право интеллектуальной собственности

В процессе патентования промышленным образцам предоставляется временная правовая охрана.

Изменения в ГК РФ направлены на совершенствование механизма патентования промышленных образцов.
Промышленному образцу, на который подана заявка в Роспатент, предоставляется временная правовая охрана со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента.
Закон вступает в силу через 180 дней после опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 549-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"


Разрешение споров и исполнительное производство

Верховный Суд сделал разъяснения по третейским судам.

Президиум Верховного Суда утвердил обзор судебной практики по делам об оспаривании и принудительном исполнении решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей.
Арбитражное соглашение ‒ основание компетенции третейского суда и международного коммерческого арбитража. Его можно оформить не только самостоятельным документом. Такое соглашение может содержаться и в отдельных положениях договора. Стороны вправе заключить альтернативное соглашение, позволяющее истцу по своему усмотрению обратиться в определенный третейский суд, международный коммерческий арбитраж или в суд. Если же по такому соглашению только одна сторона вправе пойти в суд, то оно недействительно в части, лишающей этого вторую сторону. В таком случае каждая сторона вправе обратиться как в обычный суд, так и в третейский.
Еще один блок вопросов ‒ компетенция третейских судов. Они не вправе рассматривать споры, вытекающие из публичных правоотношений. К их компетенции не относятся также дела по приватизации и споры из контрактов, заключенных по 44-ФЗ.
Это лишь некоторые правовые позиции, которые вошли в обзор.

Нормативный акт: Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.)

Если задолженность не превышает 100 тыс. руб., исполнительный лист может быть направлен работодателю должника.

С 25 тыс. до 100 тыс. руб. увеличен максимальный размер задолженности, при которой взыскатель может направить исполнительный документ для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Нормативный акт:  Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 539-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Упрощённые правила создания постоянных третейских судов.Право осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ) будет предоставлять Минюст России, а не Правительство, как ранее. Третейские суды выводят из-под антимонопольного регулирования. Закон содержит исчерпывающий перечень документов для получения разрешения на деятельность ПДАУ.
Иностранные третейские суды могут постоянно действовать в России при условии:

  • включения в список, утверждаемый Минюстом;
  • получения рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства;
  • наличия специальных подразделений в России для рассмотрения внутренних споров в стране.

Споры по закупкам госкомпаний могут рассматривать только ПДАУ. В Интернете запрещена реклама третейских судов, образованных сторонами для разрешения конкретного спора.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О рекламе"


Банкротства

Временным управляющим запретили назначать кандидата, которого предложил аффилированный с должником кредитор.

Президиум Верховного Суда добавил еще один пункт в ранее утвержденный обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Временным управляющим не может быть кандидат, которого предложил кредитор, аффилированный по отношению к должнику. Это относится и к ситуациям, когда предложение исходит от того, кто формально не аффилирован с должником, но может определять его действия.

Нормативный акт: Дополнение пунктом 27.1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г.)

Разъяснения ВС РФ о формировании конкурсной массы при личном банкротстве.

Пленум Верховного Суда разъяснил нюансы формирования и распределения конкурсной массы при банкротстве граждан.
Суд вправе исключить из нее имущество стоимостью более 10 тыс. руб., если должнику нужны средства для нормального существования и он это обоснует (например, деньги на дорогие лекарства или мед. услуги). Если должник ‒ собственник нескольких жилых помещений, то, на какое из них нельзя обратить взыскание, решает суд. При этом следует учитывать интересы как должника (его иждивенцев), так и его кредиторов.
Банк не сможет рассчитывать на возврат долга за счет единственного жилья должника, которое обременено ипотекой, если не потребует этого в рамках дела о банкротстве или опоздает обратиться за статусом залогового кредитора.
Супруг должника (в т. ч. бывший) вправе потребовать через суд разделить их общее имущество до его продажи в процедуре банкротства, если сочтет, что она не учитывает его интересы. При этом в рассмотрении иска вправе участвовать все кредиторы должника, требования которых заявлены в деле о банкротстве. Если общее имущество супругов не разделено ни через суд, ни внесудебным соглашением или брачным договором, то следует исходить из презумпции равенства их долей.
Если супруги поделили имущество (например, брачным договором) уже после возникновения долгов, то в конкурсную массу включается как имущество должника, так и перешедшее супругу.
Суд может признать недействительным внесудебное соглашение об уплате алиментов, размер которых превосходит разумно достаточные потребности их получателя в ущерб интересам других кредиторов.
При банкротстве обоих супругов суд может объединить их дела.

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного Суда России от 25 декабря 2018 г. N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Правовые позиции ВС РФ позиции по оспариванию решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства.

Президиум Верховного Суда изучил практику споров вокруг решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства. В целях единообразия выработан ряд правовых позиций.
Например, собрание кредиторов должника вправе принять решение по вопросу, прямо не отнесенному Законом о банкротстве к его компетенции. Такое решение не должно препятствовать процедурам банкротства и исполнению арбитражным управляющим его обязанностей, вторгаться в сферу компетенции иных лиц.
Собрание также вправе отменить собственное решение, принятое ранее. Это возможно, пока оно не начало влиять на права и законные интересы лиц, не входящих в сообщество кредиторов.
Нарушение порядка уведомления о проведении собрания, из-за чего кредитор не смог в нем участвовать, - повод признать решения этого собрания недействительными.
Собрание не вправе переизбирать отдельных членов комитета кредиторов.

Нормативный акт: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.)

Нажмите для звонка
+7 (495) 649-87-12