1. Главная
  2. Публикации
  3. Технологии
  4. Обзор законопроекта о проведении эксперимента по введению специального регулирования технологий искусственного интеллекта в Москве

Обзор законопроекта о проведении эксперимента по введению специального регулирования технологий искусственного интеллекта в Москве

14 апреля 2020
5588

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и партнёры» подготовила обзор принятого 14 апреля Государственной Думой в третьем чтении законопроекта № 896438-7 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных».

  • C 1 июля 2020 г. в Москве будет проводиться эксперимент: вводится специальное регулирование разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта. Данное регулирование (за исключением отдельных нормативных правовых актов) утратит силу после окончания эксперимента. Эксперимент будет длиться 5 лет.

Принимаемые в рамках эксперимента нормативно-правовые акты не могут противоречить положениям федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ. Результатом  экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение дополнительных обязанностей для граждан.

Закон вводит понятие искусственного интеллекта - это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека (ч.1 п.2 ст. 2 Законопроекта).
  • В рамках эксперимента определяется перечень участников эксперимента - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр участников экспериментального правового режима (ч.1 п.7 ст. 2 Законопроекта). Принятые в ходе эксперимента нормативно-правовые акты будут применяться только в отношении данных участников. Участники при совершении юридически значимых действий будут обязаны уведомлять лиц-не участников о наличии у них статуса участника экспериментального режима (ч.3 и ч.4. ст. 4 Законопроекта).
  • Особое правовое регулирование устанавливается в отношении персональных данных участников эксперимента: 
  1. персональные данные, полученные в результате эксперимента, не могут передаваться лицам, которые не являются участниками эксперимента;
  2. хранение полученных данных может осуществляться только в пределах Москвы (ч.6 и ч.7 ст.4 Законопроекта).

  • Требования к участникам эксперимента:

  1. юридические лица и ИП, зарегистрированные на территории Москвы;
  2. Осуществляют или планируют осуществлять деятельности в сфере технологий искусственного интеллекта.
  3. Отсутствие у ИП или руководителя, члена совета директоров юридического лица судимостей за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 3 ст. 5 Законопроекта).
  • Целями введения эксперимента является:
  1. повышение качества жизни населения;
  2. создание более эффективного государственного регулирования;
  3. повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов;
  4. формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с применением искусственного интеллекта.

  • Проведение эксперимента будет основываться на принципах прозрачности правового режима, защиты прав и свобод человека и гражданина, недискриминационного доступа к результатам применения искусственного интеллекта (ст. 3 Законопроекта); Условия и порядок разработки, создания, оборота и использования отдельных технологий искусственного интеллекта будет определять исполнительный орган государственной власти Москвы.
  • Определять направления развития эксперимента и осуществлять мониторинг за его результатами будет координационный совет экспериментального правового режима (ч.1 ст. 6 Законопроекта). Координационный совет получит право участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта РФ по отдельным вопросам. 


Изменения в Федеральный закон «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) (ст. 7 Законопроекта)

  1. Легализуется возможность обработки персональных банных, полученных в результате обезличивания персональных данных, для повышения эффективности государственного и муниципального управления и в иных целях, устанавливаемых Законом о проведении эксперимента по установлению специального регулирования (п.9.1 ч.1 ст. 6 Закона о персональных данных);
  2. В этих же целях допускается обработка обезличенных персональных данных о состоянии здоровья граждан (ч. 2.1 ст. 10 Закона о персональных данных).

  • Вступление закона в силу запланировано на 1 июля 2020 г. (ст. 8 Законопроекта).


Источник: Законопроект № 896438-7«О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных».

Внесен в Государственную Думу - 7 января 2020 г.

Принято Государственной Думой в 3-м чтении - 14 апреля 2020 г.

+7 (495) 649-87-12