1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор законопроектов в сфере деофшоризации

Обзор законопроектов в сфере деофшоризации

10 сентября 2014
2315

1. Перечень рассматриваемых законопроектов

  1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»;

  2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»;

  3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Российской Федерации».

2. Цель принятия законопроектов

Целью принятия рассматриваемых проектов федеральных законов является дальнейшая борьба Правительства Российской Федерации с использованием офшорных структур для вывода денежных средств в зоны с льготным режимом налогообложения.

Как отмечается в Пояснительной записке к одному из рассматриваемых законопроектов, за последние 20 лет из Российской Федерации было выведено более 800 млрд. долларов. При этом большинство российских предприятий используют офшорные зоны: только на Кипре количество компаний с участием российским инвесторов превышает 170 тыс. Исходя из этого, Правительство намерено снизить меры государственной поддержки указанным предприятиям, усилить контроль за их деятельностью и ужесточить меры ответственности за преступления в сфере налогообложения в отношении таких компаний.

Для реализации данных целей предлагается внести поправки в следующие нормативные акты:

  • Уголовный Кодекс Российской Федерации;

  • Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «О банке развития»;

  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».


3. Поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации

Главными изменениями, которые предложено внести в Уголовный Кодекс, являются:

  • введение новых квалифицирующих признаков применительно к уклонению от уплаты налогов и (или) сборов:

  • сокрытие или искажение информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок

  • совершение преступления организованной группой

  • использование юридических лиц, образованных через подставных лиц

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (10 млн. рублей в пределах 3 финансовых лет подряд при условии, что сумма неуплаченных налогов (сборов) превышает 20% от общей суммы подлежащих уплате платежей, либо превышает 30 млн. рублей) или при наличии перечисленных выше квалифицирующих признаков наказывается:

  • штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей, или

  • штрафом в размере заработной платы/ иного доходы осуждённого за период от 1 года до 3 лет, или

  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность на срок до 3 лет или без такового, или

  • лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

  • возможность применения конфискации орудий, оборудования и иных средств совершения преступления, принадлежащих не только обвиняемым, но и иным лицам -  юридическим, в т.ч. банковским учреждениям, уведомлённым о характере использования их имущества;


4. Поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Согласно нововведениям законопроекта БК РФ предлагается дополнить нормой об обязательном раскрытии информации о контролирующих лицах организаций – участников бюджетного процесса. Кроме того, предоставление государственных и муниципальных гарантий будет осуществляться исключительно российским юридическим лицам.


5. Поправки в Федеральный закон «О банке развития»

В соответствии с поправками в указанный закон исключительно российские юридические лица получают возможность:

  • пользоваться кредитом Внешэкономбанка или его участием в капитале;

  • получать финансирование Внешэкономбанка при поддержке малого и среднего предпринимательства;

  • получать банковские гарантии при участии в реализации проектов Внешэкономбанка


6. Поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

С учётом новых поправок участником закупок не может быть лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, входящие в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (утверждён Приказом Министерства финансов от 13.11.2007 № 108н). Отметим, что в соответствии с Приказом Минфина России от 21.08.2014 № 115н Республика Кипр была исключена из данного перечня.


7. Поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

В соответствии с проектов Федерального закона при регистрации юридического лица необходимо предоставлять сведения о контролирующих лицах учредителей – резидентов РФ, кроме компаний, прошедших процедуру листинга.