1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства за апрель – июль 2014 г.

Обзор изменений законодательства за апрель – июль 2014 г.

12 августа 2014
1755

Корпоративное право

I Изменения, внесенные в часть 1 Гражданского кодекса РФ «Юридические лица»

По изменениям, внесенным в часть 1 Гражданского кодекса РФ, подробнее смотрите наш отдельный обзор изменений, посвященный изменениям, внесенным в часть 1 Гражданского кодекса РФ.

Нормативный акт: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. №:99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

II Изменения, внесенные в ряд федеральных законов, в части регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отменена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению государственных внебюджетных фондов об открытии банковского счёта.

Отменена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) счетов в банке.

Отменена предварительная оплата уставного капитала и установлена обязанность по оплате уставного капитала в срок, не превышающий 4 месяца со дня государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью.

Отменена обязательность нотариального удостоверения подписи заявителя при создании юридического лица, если документы представляются непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением документа, удостоверяющего его личность, а также при направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Нормативный акт: Федеральный закон от 05.05.2014 №:107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 05.05.2014 №:129-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской федерации и статью 16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

III Принято Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по сделкам с заинтересованностью

Сделки, совершенные без необходимого согласия (одобрения) органа юридического лица, а также сделки, совершенные единоличным исполнительным органом или другим представителем юридического лица в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого он одновременно является, но не подпадающие под действие упомянутых норм о крупных сделках и (или) сделках с заинтересованностью, могут быть оспорены в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. 173.1 и п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса РФ.

Наличие решения общего собрания об одобрении сделки не препятствует признанию соответствующей сделки общества, совершенной в ущерб его интересам, недействительной на основании п. 2 ст. 174 Гражданского кодекса РФ в случаях, прямо предусмотренных в Постановлении Пленума.

Лицо, предъявившее иск о признании сделки недействительной обязано доказать наличие признаков, по которым сделка признается соответственно крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, а равно нарушение порядка одобрения соответствующей сделки и нарушение сделкой прав или охраняемых законом интересов общества или его участников (акционеров).

Установлены случаи, при которых суд отказывает в удовлетворении иска о признании сделки недействительной.

Бремя доказывания совершения сделки в процессе обычной хозяйственной деятельности лежит на ответчике.

Перечень видов сделок, указанных законах, которые могут быть признаны недействительными, не является исчерпывающим.

Отказ в иске о признании недействительной крупной сделки или сделки с заинтересованностью, предъявленном участником или обществом, не лишает этих лиц возможности предъявить требование о возмещении убытков, причиненных обществу лицами, названными в Законах, также не препятствует подачи иска об исключении из общества участника, совершавшего такую сделку или голосовавшего за ее ободрение.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. №:28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

IV Внесены существенные изменения в регулирование правового положения инвестиционных товариществ.

Участником договора инвестиционного товарищества могут быть только юридические лица.

В перечень объектов инвестирования включены ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в России.

Расширен перечень прав и обязанностей управляющего товарища.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе».

V Урегулировано правовое положение юридических лиц Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Юридические лица, действующие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь должны привести свои учредительные документы в соответствие с российским гражданским законодательством до 1 января 2015 г.

Нормативный акт: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. №:124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

Гражданское право

Внесены изменения в законодательство об ипотеке.

Теперь застраховать можно риски кредитора, в частности, финансовые риски кредитора по ипотеке

Страховым случаем является неисполнение заемщиком – физическим лицом требования о досрочном исполнении обязательства, обеспеченного ипотекой. Оно должно быть предъявлено в связи с неуплатой или несвоевременным внесением суммы долга полностью или в части.

Страховая сумма по договору страхования ответственности заемщика должна составлять от 10% до 50% от размера основного долга, а по договору страхования финансового риска кредитора - не менее 10%.

В случае погашения ипотеки договор страхования прекращается. При этом страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

Предусмотрены случаи прекращения обязательств заемщика – физического лица.

Нормативный акт: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №:169-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Внесены изменения в законодательство о нотариате.

Нормативный акт: Приказ Министерство юстиции РФ от 17 июня 2014 г. №:129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата».

Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. №:130 «Об утверждении Порядка направления нотариусу в электронной форме уведомления о залоге».

Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. №:135 «Об утверждении Состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов».

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил последствия расторжения договора.

Выводы, сформулированные Высшим Арбитражным Судом РФ касаются всех случаев расторжения договора, в т.ч. и расторжения договора в одностороннем порядке.

Стороны могут в соглашении установить последствия расторжения договора, отличные от предусмотренных законом.

Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, составляющих предмет договора, начисляется до даты его расторжения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Обременения (напр., ипотека), установленные собственником в отношении имущества до момента его передачи обратно в собственность лицу, заявившему требование о расторжении договора, сохраняются.

Обременения не сохраняются в случае заведомо недобросовестного поведения лица, в пользу которого было установлено обременение.

При существенном размере обременения истец также вправе требовать возмещения полной стоимости имущества.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 г. №:35 «О последствиях расторжения договора».

Появилась возможность заключать договор страхования в электронной форме.

При осуществлении добровольного страхования электронная информация, отправленная страховщику и заверенная простой электронной подписью страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя) - физлица, признается электронным документом, равнозначным бумажному, подписанному собственноручной подписью гражданина.

Договор страхования считается заключенным в электронной форме с момента уплаты страхователем страховой премии (страхового взноса).

Предусмотрен ряд исключений, когда электронная форма договора страхования применяться не может.

Нормативный акт: Федеральный закон от 4 июня 2014 г. №:149-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд по интеллектуальным правам дал рекомендации, когда имеет место недобросовестность при приобретении и использовании средств индивидуализации.

Нормы о злоупотреблении правом и недобросовестной конкуренции суд вправе применить сам, т. е. без заявления лиц, участвующих в деле.

Действия по приобретению исключительного права антимонопольный орган может признать актом недобросовестной конкуренции в административном порядке. Вместе с тем это не исключает возможность обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в суд.

Роспатент не может сам в административном порядке квалифицировать как злоупотребление правом действия правообладателя, который приобрел исключительное право на бренд.

Для вывода о недобросовестности суд должен учитывать следующие факторы:

  • Необходимо установить, что такой заявитель имел намерения воспользоваться чужой репутацией и узнаваемостью упомянутого обозначения.
  • Учитывается, насколько широко использовалось обозначение иными лицами (или конкретным лицом) до даты приоритета товарного знака.
  • Само по себе неиспользование правообладателем товарного знака не свидетельствует о злоупотреблении правом и (или) недобросовестной конкуренции.

Нормативный акт: Справка по вопросам недобросовестного поведения, в том числе конкуренции, по приобретению и использованию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 21 марта 2014 года №:СП-21/2).

Внесены поправки в Закон «Об электронной подписи».

В случаях, предусмотренных Законом, в некоторых сертификатах ключей проверки ЭП в качестве их владельцев можно не указывать физлиц, действующих от имени организаций, которым выданы эти сертификаты.

Распорядительным актом организации определяется физлицо, ответственное за автоматическое создание (проверку) ЭП. Если данный акт не принят, то ответственным лицом является руководитель организации.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельной нормы, которая применяется с 1 июля 2015 г. Согласно ей в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, владельцем которого является физлицо, дополнительно нужно указывать его ИНН.

Нормативный акт: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №:184-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 17 Федерального закона «Об электронной подписи».

Ряд сельскохозяйственных товаропроизводителей получат возможность при соблюдении определенных условий повторно участвовать в программе финансового оздоровления.

Воспользоваться возможностью повторного участия в программе финансового оздоровления можно будет при соблюдении 1 из 2-х условий:

  • В полном объеме должны быть выполнены условия ранее заключенных соглашений о реструктуризации долгов.
  • При снижении объема производства из-за утраты более 25% фактического урожая по сравнению с запланированным урожаем с/х культур на всей площади посевов и посадок многолетних насаждений, из-за потери с/х животных в результате ЧС или из-за гибели (изъятия) более 15% животных, в т. ч. птиц, в период принятия мер по ликвидации очагов особо опасных болезней животных, по сравнению со средним уровнем объема производства с/х продукции за предыдущие 3 года, если полностью выполнены прежние соглашения.

Срок, на который заключается повторное соглашение о реструктуризации долгов, также не может быть менее 5 лет при отсрочке и 4 лет при рассрочке долга.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:226-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Внесены изменения в регулирование концессионных соглашений.

Прописан порядок расчета платы концедента на каждый год срока действия соглашения, предметом которого являются объекты коммунального хозяйства и социально-бытового назначения.

Если предметом концессионного соглашения будет создание объекта, находящегося в собственности разных публично-правовых образований, то публично-правовые образования должны заключить соглашение о проведении совместного конкурса.

Максимальный срок возмещения расходов концессионера ограничили 2 годами.

Нормативный акт: Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. №:265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Серьезные изменения затронули лесное законодательство.

С 1 июля 2015 г. вступит в силу изменение, по которому расширен перечень исключений из правила, согласно которому при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий последнего на основании соглашения сторон или по требованию одной из них не допускается.

В УК РФ введена статья о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или о сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины, а также ужесточена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений и за их уничтожение или повреждение.

В КоАП РФ расширили перечень нарушений правил использования лесов, усилена ответственность за несоблюдение правил заготовки древесины, за самовольное использование лесов и за ряд других нарушений.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С введением в действие 1 июля 2014 г. Закона «Об аккредитации в национальной системе». Внесены изменения в ряд законодательных актов.

Закон устанавливает единые принципы и правила аккредитации на территории России, гармонизированные с международными нормами в этой сфере.

Установлен порядок ведения реестров выданных сертификатов соответствия продукции и деклараций о соответствии продукции.

Введена административная ответственность за нарушение требований законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Лица, имеющие ранее выданные документы об аккредитации и не проходившие в предыдущие 2 года процедуру подтверждения аттестатов аккредитации, должны пройти в течение года со дня вступления в силу Закона процедуру подтверждения компетентности.

Нормативный акт: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №:160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уточнен порядок размещения информации о закупках у малого и среднего бизнеса.

Отдельные виды юридических лиц, указанные в Федеральном законе №223-ФЗ, обязаны публиковать на сайте www.zakupki.gov.ru
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информацию об обязательном годовом объеме закупки у указанных субъектов.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2014 г. №:697 «О внесении изменений в Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке».

Дополнены разъяснения отдельных вопросов в рамках дела о банкротстве.

Уточнена очередность текущих платежей.

Перечислены случаи, в которых суд вправе признать законным отступление арбитражным управляющим от очередности.

Уточнено правовое положение лица, финансирующего расходы по делу о банкротстве за счет собственных средств.

Разъяснены вопросы, связанные с ведением кредитными организациями банковских счетов должников при их банкротстве.

Представленные кредитной организации документы для списания визуально должны соответствовать необходимым критериям, т. е. их недостоверность нельзя было обнаружить при формальной проверке

Указывается, когда кредитная организация не вправе исполнять распоряжение по списанию денег, в т. ч. полученное от внешнего или конкурсного управляющего.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 г. №:37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 г. №:36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства».

Уточнено регулирование правового положения иностранцев.

Пересмотрены критерии признания иностранных специалистов высококвалифицированными. В случае приглашения иностранцев (научных работников или преподавателей) для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по аккредитованным образовательным программам они признаются высококвалифицированными специалистами при годовой зарплате не менее 1 млн руб.

Расширен перечень лиц, которые смогут получить российское гражданство в упрощенном порядке, т.е. без соблюдения условия о сроке проживания.

Дополняется перечень условий для приема в российское гражданство проживающих в нашей стране иностранцев и апатридов - носителей русского языка.

Нормативный акт: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №:164-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №:157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации».

Внесены изменения в законодательство о рекламе.

Введено понятие "рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи»:

  • Короткие текстовые сообщения в автоматическом режиме либо с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации.
  • Сообщения, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Такая рассылка осуществляется только с предварительного согласия абонента.

Оператор без взимания платы обязан прекратить рассылку, если об этом попросит абонент.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:270-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе».

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе».

В Крыму создана игорная зона.

Игорные зоны разрешено создавать в границах участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не производилось за счет бюджетных ассигнований или средств ГК "Олимпстрой".

Нормативный акт: Федеральный закон от 22 июля 2014 г. №:278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Внесены изменения в законодательство о некоммерческих организациях.

Некоммерческая организация может выполнять функции иностранного агента.

Установлено, что если она при этом не подала заявление о включении в соответствующий реестр, то это является основанием для внеплановой проверки.

Также предусмотрено, что в случае выявления НКО, которая выполняет функции иностранного агента и заявление не подала, она включается в реестр.
Решение о включении может быть обжаловано в суд.

Нормативный акт: Федеральный закон от 4 июня 2014 г. №:147-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Внесены изменения в законодательство о времени.

Законом устанавливается постоянное зимнее время: 26 октября 2014 г. в 2 часа ночи необходимо единожды перевести стрелки часов по всей стране на 1 час назад.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени».

Внесены поправки в Закон «О закупках».

Закон не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг участковыми, территориальными, окружными избиркомами, избиркомами муниципалитетов во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах.

Исключение - избиркомы муниципалитетов - административных центров (столиц) регионов.

Введен термин "совокупный годовой объем закупок". Под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом .

Нормативный акт: Федеральный закон от 4 июня 2014 г. №:140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внесены изменения в части взимания платы за проезд большегрузного транспорта.

С 15 ноября 2015 г. будет введена плату за проезд по федеральным автодорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Она должна вноситься в федеральный бюджет по нормативу 100%. За уклонение от ее уплаты установлена административная ответственность.

Нормативный акт: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №:168-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Земельное право и законодательство о недрах

Оптимизирована процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения разных видов строительства.

Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

Уполномоченные государственные органы теперь должны выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд и ограниченных в обороте.

В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности.

Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Нормативный акт: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №:171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесены изменения в Федеральный закон «О недрах».

Участки недр для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, будут предоставляться без ограничения срока.

Право на размещение имеют пользователи недр, занимающиеся разведкой и добычей углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическим изучением, разведкой и добычей такого сырья в границах предоставленных им горных и (или) геологических отводов.

Основание для размещения – утвержденный технический проект, предусматривающий исключение негативного воздействия на окружающую среду.

Право на государственное денежное вознаграждение имеют физлица, участвовавшие в открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных), запасы которого поставлены на госбаланс. При этом работы должны быть проведены за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части госбюджета СССР.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:260-ФЗ «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О недрах».

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Расширена сфера применения льгот по НДПИ при разработке месторождений углеводородного сырья.

Льготы по НДПИ распространены на новые месторождения в Японском море, а также на месторождения природного газа и газового конденсата на полуострове Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства сжиженного природного газа.

Расширена сфера применения нулевой ставки НДПИ при добыче нефти на месторождениях в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.

Также расширена сфера применения налоговых льгот при разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти.

Нормативный акт: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №:187-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Утверждены правила ведения ЕГРП.

Утверждены правила ведения ЕГРП, состав номера регистрации; порядок присвоения условных номеров объектам, которым присвоен кадастровый номер; форма свидетельства о регистрации и т.д.

Нормативный акт: Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2013 г. №:765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Налоговое право

Изменен ряд общих положений, касающихся НДС.

Внесены изменения в НК РФ. Скорректирована глава, посвященная НДС.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория России в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории России на основе госрегистрации организации или ИП.

При ее отсутствии это делается на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через него), места жительства физлица.

Теперь журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части посреднической деятельности должны вести не только лица, не являющиеся налогоплательщиками, но плательщики НДС , экспедиторы и лица, выполняющие функции застройщика.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:6238-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Принято новое Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по НДС.

Уведомление об освобождении от обязанностей плательщика НДС допускается и после начала применения освобождения. Непредставление уведомления и документов в срок - не основание, чтобы отказать в праве применять это освобождение.

Выделены некоторые нюансы, связанные с определением объекта обложения НДС, а также с исчислением налоговой базы по нему.

Приведены примеры некоторых операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Отмечено, что невыполнение тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение лицензии т. п.), влечет неблагоприятные налоговые последствия для лица (неприменение вычетов и т. д.) лишь тогда, когда это прямо закреплено НК РФ.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 г. №:33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Изменились правила учета индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в государственных внебюджетных фондах.

Усовершенствован порядок применения патентной системы налогообложения:

  • Отменяется ограничение минимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

  • Региональным властям дано право дифференцировать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от места ведения деятельности на территории субъекта Федерации.

  • Индивидуальный предприниматель сможет получить несколько патентов.

ФНС России наделена полномочием устанавливать форму заявления на получение патента, а налоговые органы - правом отказывать в выдаче патента при незаполнении обязательных полей в таком заявлении.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:238-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Утверждена форма заявления для предоставления налоговому органу адреса для направления документов по почте.

Данная форма была утверждена в рамках права налоговых органов передавать по почте плательщикам документы, которые используются при реализации своих полномочий.

Индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу, адвокату, иному физлицу пересылка производится на адрес места жительства (пребывания), или по предоставленному, содержащемуся в ЕГРН.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 29 мая 2014 г. №:ММВ-7-14/306@ «Об утверждении формы Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Финансовое право

Нововведения в сфере открытия и закрытия банковских счетов.

В связи с отменой института контрольной подписи бухгалтерского работника в карточке подписей образцы подписей уполномоченных лиц приводятся подряд  без разделения на тех, кто обладает правом и первой и второй подписи.

Основания для непредставления карточки с образцами подписей и оттиска печати физическим лицом распространены на юридических лиц.

Установлены особенности открытия и закрытия номинального счета, счета эскроу и залогового счета.

Нормативный акт: Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. №:153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Вступила в силу с 1 июля 2014 г.

Особенности осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами прописаны в отдельном законе.

Закон запретил организациям финансового рынка собирать и передавать иностранным государствам информацию о следующих клиентах:

  • О гражданах России, за исключением граждан, имеющих одновременно иностранное гражданство (кроме гражданства государства - члена Таможенного союза) или вид на жительство в иностранном государстве.

  • Об организациях, созданных в соответствии с законодательством России, в которых более 90 процентов акций уставного капитала прямо или косвенно контролируют указанные граждане России и (или) Российская Федерация.

На иностранные организации финансового рынка возложена обязанность сообщать в ФНС России реквизиты открытых у них счетов (вкладов) российских граждан и организаций, которые прямо или косвенно контролируются российскими гражданами.

В КоАП РФ вводится статья о неисполнении требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Нормативный акт: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №:173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Уточнены требования к правилам внутреннего контроля в сфере борьбы с отмыванием денег.

Эти правила теперь разрабатываются не только соответствующими организациями (за исключением кредитных), но и отдельными предпринимателями.

Расширен перечень программ, включаемых в правила внутреннего контроля с раскрытием содержания каждой из них.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2014 г. №:577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Центральный Банк РФ принял информационное письмо, касающееся противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Кредитная организация самостоятельно устанавливает количество и виды документов о финансовом положении клиента.

Упрощенная идентификация может применяться банками при совершении операций с наличной иностранной валютой и чеками.

Нормативный акт: Информационное письмо Банка России от 22 июля 2014 г. №:24 «О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Установлены правила признания платежной системы национально значимой.

Прописан порядок признания платежной системы национально значимой.

Нормативный акт: Положение Банка России от 11 июня 2014 г. №:422-П «О порядке признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой».

Ограничен круг кредитных организаций, в которых стратегически важные компании смогут открывать счета.

К таким кредитным организациям относятся:

  • Кредитные организации, размер собственных средств (капитала) которых не ниже установленного Правительством РФ минимума.

  • Кредитные организации, которые находятся под прямым или косвенным контролем ЦБ РФ или Российской Федерации.

  • Иные кредитные организации, назначенные Правительством РФ.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:213-Ф3 "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Внесены существенные изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

С 1 января 2015 г. физические лица, которые имеют счета за рубежом, обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по таким счетам.

Размер штрафа в КоАП РФ для физических лиц пока не установлен. Могут быть внесены соответствующие изменения, устанавливающие штраф для физических лиц позже.

Существенно расширился перечень денежных сумм, которые можно зачислять на счета или во вклады резидентов, открытые за территорией России:

  • Суммы процентов на остаток средств на таких счетах.

  • Денежные средства в виде минимального взноса, требуемого банками при открытии счета.

  • Наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад).

  • Денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады).

  • Денежные средства, выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами территории Российской Федерации трудовой функции по трудовым договорам , заключенным ими с нерезидентами.

  • Денежные средства, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений МКАС.

  • Денежные средства в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами.

Нормативный акт: Федеральный закон №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («ФЗ №218») от 21 июля 2014 года.

Внесены изменения в порядок расчета потребительского кредита.

Утверждена новая формула расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых.

Нормативный акт: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №:229-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)»

Долги по алиментам и коммунальным платежам могут испортить кредитную историю.

Главная новация - в бюро кредитных историй (БКИ) можно передавать данные о задолженности по алиментам, оплате жилья, услуг связи и коммунальных услуг. Эту информацию вправе передавать судебные приставы и организации-взыскатели при наличии вступившего в силу и неисполненного в течение 10 дней решения суда. Причем эти сведения можно передать без согласия должника, но при его обязательном уведомлении.

Расширен перечень сведений, включаемых в кредитную историю, Уточняется порядок формирования кредитной истории в случае отказа в предоставлении кредита и другие нововведения.

Нормативный акт: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №:189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

+7 (495) 649-87-12